Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Чикалова Е.А. Содержание социальных представлений об отцовстве в тематических Интернет-изданиях

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
15.01.15 12:03

Чикалова Е.А. Содержание социальных представлений об отцовстве в тематических Интернет-изданиях

 

Чикалова Екатерина Азаматовна - младший научный сотрудник сектора социологии семьи, гендерных и сексуальных отношений, Социологический институт Российской академии наук, г. Санкт-Петербург.

Аннотация:
В статье освещаются результаты исследования социальных представлений об отцовстве в публикациях русскоязычных Интернет-сайтов, позиционирующих себя в качестве изданий для отцов. Посредством контент-анализа выявляется содержание социальных представлений об отцовстве. Проверяется гипотеза о том, что репрезентации отцовства в Интернет-изданиях содержат элементы, которые, в отличие от традиционной модели отцовского поведения, отражают ориентированность современных мужчин на большую вовлечённость в сферу воспитания и ухода за детьми.

Ключевые слова:
социальные представления об отцовстве, современное отцовство, традиционное отцовство

Сфера семьи, семейных отношений в современном российском обществе претерпевает значительные трансформации. Многообразие вариантов поведения и новые тенденции в рамках супружеских/партнёрских отношений, а также в сфере родительства в последние несколько лет всё чаще попадают в фокус психологических, социологических и социально-психологических исследований. Теоретический анализ работ, затрагивающих проблематику семейных и детско-родительских отношений, показывает, что основное внимание исследователей направлено на изучение различных аспектов материнства. В то же время в современных условиях наиболее противоречивые тенденции в сфере семьи касаются мужской родительской роли. Отцовство постепенно претерпевает качественные трансформации, наполняется новым смыслом [1-4], однако сущность и содержание указанных процессов, их причины и возможные последствия с позиции социально-психологического знания практически не исследованы. В условиях социальных изменений особую значимость приобретает изучение феномена отцовства как социально конструируемого феномена, с акцентом на его социальной, культурной и исторической обусловленности. Важным в этой связи становится анализ социальных представлений об отцовстве, существующих в современном российском обществе. Такой ракурс исследования феномена отцовства представляется весьма продуктивным в рамках парадигмы социального конструкционизма, которая задаёт магистральный вектор развития современной социальной психологии [5].

Зарождение социальных представлений, а также их распространение происходит в процессе повседневного взаимодействия и общения на разных уровнях социума. В качестве каналов, через которые осуществляется циркуляция социальных представлений, выступают межличностное общение, а также средства массовой коммуникации [6]. В последние годы, на фоне быстрого развития информационных технологий достаточно чётко обозначилась тенденция увеличения роли электронных СМИ в обществе, что проявляется в их возрастающем влиянии на процесс конструирования социальной реальности. Интернет-сайты становятся одним из ведущих источников, из которых можно оперативно получить интересующую информацию. Помимо этого они представляют собой одновременно и среду общения, платформу для обсуждения различных вопросов.

При анализе социальных представлений об отцовстве в качестве исходной теоретической схемы используется модель структуры социальных представлений С. Московичи. В соответствии с данной моделью, в социальных представлениях выделяется три компонента, обозначаемые как информация, поле представления и аттитюд [7]. В качестве центрального компонента социальных представлений в концепции С. Московичи выступает поле представления, которое описывается как иерархизированное единство элементов содержания, образных и смысловых составляющих.

В статье раскрывается один из аспектов исследования феномена отцовства, предпринятого автором в рамках диссертационной работы, связанный с изучением репрезентаций отцовства в сети Интернет. Основное внимание сфокусировано на результатах анализа «поля представления», поскольку именно этот компонент отражает сущностное содержание социальных представлений. Применительно к исследуемому феномену поле представления раскрывается посредством анализа типов поведения в рамках отцовской роли и их соотношения между собой.

Целью данного исследования является выявление содержания социальных представлений об отцовстве в публикациях тематических Интернет-сайтов.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что содержание социальных представлений об отцовстве включает компоненты, отражающие тенденцию пересмотра мужской родительской роли в направлении активного, ответственного участия в деятельности по воспитанию ребёнка/детей.

Организация и методы исследования. Реализация указанной цели и проверка выдвинутой гипотезы проводилась посредством контент-анализа русскоязычных Интернет-ресурсов, посвящённых отцовству. Работа проходила в несколько этапов. На подготовительной стадии с помощью поисковых систем «Yandex», «Rambler» и «Google» по ключевым словам, указывающим на мужскую родительскую роль («отцовство», «отец», «папа», «батя» и производные от них), проводился поиск сайтов, которые освещали различные аспекты отцовства. Из всего массива (25 сайтов) было отобрано четыре источника, отвечающих требованиям информативности и актуальности: «ipapa.ru», «onpapa.ru», «otcovstvo.info», «papaland.ru» (См. об этом: [8]). На следующем этапе был составлен список материалов, размещённых на данных сайтах. В перечень текстов, подлежащих анализу, вошли 332 публикации, в которых зафиксировано упоминание феномена отцовства (из анализа были исключены научные статьи об отцовстве, фото-, аудио- и видеоматериалы, а также повторяющиеся статьи). Для характеристики содержательного компонента социальных представлений об отцовстве (поле представления) было отобрано 66 статей. В качестве оснований для отбора текстов выступили следующие критерии: 1) текст относится к группе статей, в которой феномен отцовства выступает основной темой; 2) в статье представлено описание поведения в рамках отцовской роли; 3) в статье содержатся пояснения относительно сущности отцовства, объясняется, что значит «быть отцом».

При разработке показателей, позволяющих исследовать поле представлений об отцовстве, в качестве отправного пункта была использована теоретическая типология отцовства, предложенная И.С. Клёциной. В данной типологии различается четыре типа отцовского поведения (отсутствующее отцовство, традиционное отцовство, ответственное отцовство, новое (современное) отцовство) [3]. Для выявления типов отцовства в Интернет-публикациях была разработана система индикаторов, отражающих сущностные характеристики каждого из типов. На основе анализа теоретических источников автором был сделан вывод о том, что специфику поведения в рамках отцовской роли целесообразно раскрывать через понятие отцовская вовлечённость [9], и выделены следующие её составляющие: 1) взаимодействие, которое заключается в том, что отец самостоятельно, без чьего-либо посредничества контактирует с ребёнком, проводит с ним свободное время; 2) доступность – возможность реагировать на потребности ребёнка в условиях одновременной включённости в другую деятельность; 3) ответственность, подразумевающая направленность на содействие благополучию детей, осведомлённость о потребностях детей и деятельность по их удовлетворению. Также в качестве характеристик, позволяющих выявлять типы поведения в рамках отцовской роли, выступают: отношение отца к дочерям и сыновьям, распределение обязанностей по уходу за маленькими детьми между отцом и матерью, распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства и материальному обеспечению семьи [10].

Результаты изучения поля представлений об отцовстве. Подсчёт типов отцовства, встречающихся в публикациях, был направлен на общую характеристику содержания социальных представлений об отцовстве, предполагающую фиксацию и описание составляющих поля представления. В ходе эмпирического исследования было зафиксировано 112 упоминаний типов отцовства. Три теоретических типа нашли своё подтверждение, а тип ответственное отцовство был дифференцирован на два отдельных, в зависимости от того, какие элементы в нём преобладали (характерные для современного или традиционного отцовства).

Дальнейшая характеристика поля представления предусматривала анализ специфики соотношения выделенных элементов (типов отцовства) между собой. Исследователи отмечают, что процессы возникновения и изменения социальных представлений могут быть охарактеризованы как непрерывная реинтерпретация прошлого в направлении его «подстраивания» к актуальной ситуации [11]. То есть социальные представления всегда связаны с представлениями, существующими ранее, и в этом проявляется их динамическая природа, возможность постоянной трансформации. Принимая во внимание данный тезис, было сделано предположение о том, что содержательный план социальных представлений может включать различные сочетания типов отцовского поведения. В большинстве публикаций (60,6%) содержательный аспект социальных представлений отражён в сочетании двух разных типов отцовского поведения, один из которых репрезентируется как «правильный», «положительный», т.е. поддерживается и характеризуется как эталонный, а другой, как правило, оценивается негативно, критикуется, т.е. демонстрируется его ограниченность, деструктивность. В трети анализируемых статей (34,8%) репрезентирован какой-то один тип отцовского поведения (в большинстве случаев оценивающийся положительно). Доля публикаций, содержащих сочетание трёх типов отцовства, составила 4,5%. В данных статьях, как правило, поддерживается один из типов, а два других рассматриваются в негативном ракурсе, делается акцент на их недостатках.

В таблице 1 продемонстрировано распределение типов отцовства, которые в тексте публикаций репрезентировались как «положительные», «правильные», т.е. указывалось на их преимущества по сравнению с другими типами, либо просто подчёркивались их положительные стороны.

Таблица 1. Распределение типов отцовского поведения, которые поддерживаются в публикациях (указан процент от общего количества положительно оцениваемых типов)

Наименование типа отцовства

Доля типов

Современное отцовство

23,8%

Ответственное отцовство с элементами современного

31,8%

Ответственное отцовство с элементами традиционного

33,3%

Традиционное отцовство

9,5%

Отсутствующее отцовство

1,6%

Анализируя полученные данные, можно заметить, что среди положительно оцениваемых типов достаточно широко распространён такой тип как ответственное отцовство с элементами традиционного (33,3%). Далее представлен фрагмент публикации, в котором отражён данный тип отцовства:

«Чтобы без проблем включиться в процесс воспитания, мужчинам следует помнить только одно: воспитание детей - это не только обеспечение им еды, сна и сухих штанишек. Это еще и создание новой личности, и наука общения, и ответы на многочисленные вопросы. (…) И кто, как не отец, станет главным защитником ребенка от физических опасностей, а порой и от психологических неудач?» [12].

Как можно заметить, спецификой данного типа является, с одной стороны, сохранение влияния традиционных тенденций в данной сфере, предполагающих чёткое разделение и разграничение ролей и отдельных функций матери и отца, и, с другой стороны, выраженная направленность на принятие ответственности за деятельность по воспитанию детей.

Следует обратить внимание на то, что в качестве положительно оцениваемых выступают также такие типы как современное отцовство(23,8%)  и ответственное с элементами современного (31,8%). Ниже приведены фрагменты из текста, содержащих описание указанных типов отцовства.

Пример описания отцовства современного типа:

«Как правило, 10 дней после рождения ребенка шведские мужчины проводят дома с молодой мамой и новорожденным. Потом спустя 3–6 месяцев покидают рабочее место на более длительный срок, отправляясь в законный отпуск по уходу за ребенком» [13].

Пример описания ответственного отцовства с элементами современного:

«Идущему в ногу со временем папе теперь мало «плавать брассом, спорить басом, дрова рубить». Забота о детях (особенно о крохах, с которыми не пойдешь на футбол или в гараж) постепенно переходит с хрупких материнских плеч на сильные отцовские» [14].

Рассмотренные типы отцовства, обладают более «свободной», «мягкой» структурой, в них содержатся компоненты, отражающие вовлечённость мужчин в заботу о детях, а также указывается на схожесть материнского и отцовского поведения.

Таким образом, основная доля среди поддерживаемых типов – это варианты ответственного отцовства и современное отцовство. Такие типы как традиционное и отсутствующее отцовство в положительном ракурсе представлены в публикациях значительно реже (9,5% и 1,5% соответственно). Полученные результаты указывают на то, что социальные представления об отцовстве конструируются за счёт поддержки более активной включённости мужчин в деятельность по воспитанию детей.

Обращаясь к результатам, представленным в таблице 2, раскроем специфику распределения критикуемых типов отцовства (это означает, что в текстах представлены негативные характеристики данных типов, либо указывается на их неадекватность в современных условиях).

Таблица 2. Распределение типов отцовского поведения, которые критикуются в публикациях (указан процент от общего количества отрицательно оцениваемых типов)

Наименование типа отцовства

Доля типов

Современное отцовство

8,2%

Ответственное отцовство с элементами современного

0,0%

Ответственное отцовство с элементами традиционного

2,0%

Традиционное отцовство

20,4%

Отсутствующее отцовство

69,4%

Отрицательная оценка наиболее часто встречается в отношении отсутствующего отцовства (69,4%):

«Часто так бывает, что, хотя в семье и есть отец, он не участвует в жизни своих детей. Его внимание сосредоточено на другом. Даже если отец и присутствует физически, он отсутствует психологически. Но почему многие отцы сегодня далеки от своих семей и умом, и сердцем?»[15].

Традиционное отцовство также достаточно часто упоминается в критическом ракурсе (20,4%), например:

«(…) Крестьянский патриархат вылезает из нас до сих пор. «С детьми нужно строго». А «строго» понимается как неласково и с дистанцией. Потрепал сына по голове, и нормально. Вот и воспитание. Тем более что дети — это территория мамы, так ведь считается»[16].

Приведённые данные демонстрируют преобладание критических оценок в отношении отсутствующего и традиционного типов отцовства, в то время как современное отцовство и ответственное отцовство с элементами традиционного значительно реже (в 8,2% и 2,0% случаев) подвергаются негативной оценке, а ответственное отцовство с элементами современного вовсе не упоминается в негативном ракурсе.

Полученные результаты, таким образом, свидетельствует о наличии выраженной тенденции привлечения внимания к проблематике слабой вовлечённости мужчин в сферу воспитания детей, а также к непродуктивности реализации в современных условиях практик традиционного отцовства (например, дистанцированность, доминирование в отношениях с ребёнком, ориентация сугубо на самореализацию в профессиональной сфере).

Обобщая представленные результаты, можно заключить, что выдвинутая гипотеза, в соответствии с которой в содержании социальных представлений об отцовстве превалируют составляющие, отражающие тенденцию пересмотра мужской родительской роли в направлении активного, ответственного участия мужчин в деятельности по воспитанию детей, в процессе эмпирического исследования подтвердилась.

Литература

  1. Рыбалко И.В. Трансформация отцовства в современной России: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2006. 125 с.
  2. Носкова М.В. Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях. Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 21 с.
  3. Клёцина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности // Женщина в российском обществе. 2009. № 3 (52). C. 29-41.
  4. Чикалова Е.А. Исследования отцовства и маскулинности: точки пересечения // Женщина в российском обществе. 2012. № 2. С. 43-53.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология: векторы новой парадигмы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru [дата обращения: 14.04.2014].
  6. Rouquette M.-L. Social representations and mass communication research // Journal for the Theory Of Social Behavior. Oxford, 1996. V. 26. № 2. P. 221–231.
  7. Moscovici S. La psychanalyse, son image et son public. Paris: P.U.F., 1976. 506 p.
  8. Чикалова Е.А. Отцовство в контексте социальных изменений // Современные тенденции и проблемы психологической науки: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения П.М. Якобсона, 17-18 мая 2012г., г. Уфа / отв. ред. С.И. Галяутдинова, И.Н. Нурлыгаянов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. С. 257 – 260.
  9. Lamb M.E., Pleck J., Charnov E., Levine J. A biosocial perspective on parental behavior and involvement // Parenting across the lifespan. New York: Academic Press, 1987. P. 111–142.
  10. Клёцина И.С., Чикалова Е.А. Взаимосвязь норм маскулинности и социальных представлений о содержании поведения в рамках отцовской роли // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 5. № 2. С. 24-35.
  11. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. №3. С. 5 – 20.
  12. Зачем нужен папа? [Электронный ресурс] // Я папа! URL: http://www.ipapa.ru/otdyh/2-interesnoe/47-zachem-nuzhen-papa.html [дата обращения: 12.03.2014]
  13. Шведские папы всем папам пример! [Электронный ресурс] // Отцовство. URL: http://www.otcovstvo.info/shvedskie-papy-vsem-papam-primer/ [дата обращения: 12.03.2014]
  14. Идеальный папа [Электронный ресурс] // Отцовство. URL: http://www.otcovstvo.info/idealnyj-papa/ [дата обращения: 12.03.2014]
  15. Стать отцом легко. А что значит быть отцом? [Электронный ресурс] // Отцовство. URL: http://www.otcovstvo.info/stat-ottsom-legko-a-chto-znachit-byit-ottsom/ [дата обращения: 12.03.2014].
  16. Отцы и дети [Электронный ресурс] // Отцовство. URL: http://www.otcovstvo.info/otcy-i-deti-4/ [дата обращения: 12.03.2014].

Рекомендовано к публикации:
И.С. Клецина, доктор психологических наук, научный руководитель работы
А.А. Ахаян, доктор педагогических наук, член редакционной коллегии

_____

Ekaterina A. Chikalova
Scientific associate of the Sector of sociology of family, gender, and sexual relations. The Sociological Institute of Russian Academy of Sciences Saint-Petersburg
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

The social representations of fatherhood on the Web-sites for fathers

This article covers the research's results of social representations about fatherhood on the russian web-sites mean to be used by fathers. The main content of social representations about fatherhood is analyzed, the context of topics of fatherhood is described. The representations about fatherhood in the internet resources contain the arguments that express the idea of fathers being involved into education and upbringing of their children more than fathers described in traditional model of fatherhood. This hypothesis will further be explored in this article.

Keywords: 
social representations about fatherhood, modern fatherhood, traditional fatherhood

Literatura

  1. Rybalko I.V. Transformatsiya ottsovstva v sovremennoi Rossii: dis. ... kand. sotsiol. nauk. Saratov, 2006. 125 s.
  2. Noskova M.V. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti roditel'sko-detskikh otnoshenii v nepolnykh ottsovskikh sem'yakh. Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. M., 2010. 21 s.
  3. Kletsina I.S. Ottsovstvo v analiticheskikh podkhodakh k izucheniyu maskulinnosti // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2009. № 3 (52). S. 29-41.
  4. Chikalova E.A. Issledovaniya ottsovstva i maskulinnosti: tochki peresecheniya // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2012. № 2. S. 43-53.
  5. Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya: vektory novoi paradigmy [Elektronnyi resurs] // Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru [data obrashcheniya: 14.04.2014].
  6. Rouquette M.-L. Social representations and mass communication research // Journal for the Theory Of Social Behavior. Oxford, 1996. V. 26. № 2. P. 221–231.
  7. Moscovici S. La psychanalyse, son image et son public. Paris: P.U.F., 1976. 506 p.
  8. Chikalova E.A. Ottsovstvo v kontekste sotsial'nykh izmenenii // Sovremennye tendentsii i problemy psikhologicheskoi nauki: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 110-letiyu so dnya rozhdeniya P.M. Yakobsona, 17-18 maya 2012g., g. Ufa / otv. red. S.I. Galyautdinova, I.N. Nurlygayanov. Ufa: RITs BashGU, 2012. S. 257 – 260.
  9. Lamb M.E., Pleck J., Charnov E., Levine J. A biosocial perspective on parental behavior and involvement // Parenting across the lifespan. New York: Academic Press, 1987. P. 111–142.
  10. Kletsina I.S., Chikalova E.A. Vzaimosvyaz' norm maskulinnosti i sotsial'nykh predstavlenii o soderzhanii povedeniya v ramkakh ottsovskoi roli // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2013. T. 5. № 2. S. 24-35.
  11. Bovina I.B. Teoriya sotsial'nykh predstavlenii: istoriya i sovremennoe razvitie // Sotsiologicheskii zhurnal. 2010. №3. S. 5 – 20.
  12. Zachem nuzhen papa? [Elektronnyi resurs] // Ya papa! URL: http://www.ipapa.ru/otdyh/2-interesnoe/47-zachem-nuzhen-papa.html [data obrashcheniya: 12.03.2014]
  13. Shvedskie papy vsem papam primer! [Elektronnyi resurs] // Ottsovstvo. URL: http://www.otcovstvo.info/shvedskie-papy-vsem-papam-primer/ [data obrashcheniya: 12.03.2014]
  14. Ideal'nyi papa [Elektronnyi resurs] // Ottsovstvo. URL: http://www.otcovstvo.info/idealnyj-papa/ [data obrashcheniya: 12.03.2014]
  15. Stat' ottsom legko. A chto znachit byt' ottsom? [Elektronnyi resurs] // Ottsovstvo. URL: http://www.otcovstvo.info/stat-ottsom-legko-a-chto-znachit-byit-ottsom/ [data obrashcheniya: 12.03.2014].
 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Статьи Чикалова Е.А. Содержание социальных представлений об отцовстве в тематических Интернет-изданиях