Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Новое на сайте

>

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

Объект и предмет социологического исследования

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
08.01.11 05:54

Фоменков А.И. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

На наш взгляд, в практике определения объекта и предмета СИ у начинающих исследователей существуют проблемы в их определении. Мы полагаем, что Объект социологического исследованияэто явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность, т.е. то, на что направлена познавательная деятельность исследователя.             Предмет социологического исследования – это часть объекта исследования, его стороны, свойства, характеристики, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании. В большенстве своих исследований студенты объектом исследования определяют группу людей, как правило являющихся генеральной совокупностью исследования и по нашему мнению это может быть в исключительных случаях. Данное утверждение я подтверждаю девятью аргументами:

1. Ядов Владимир Александрович - доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник Института социологии РАН (руководитель Центра исследования социальных трансформаций Института социологии РАН), декан факультета социологии Государственного университета гуманитарных наук, Главный редактор журнала "Социология: 4М". Кафедра общей социологии факультета социологии ГУ-ВШЭ. Факультет социологии ГУ-ВШЭ. Государственный университет - Высшая школа экономики. 
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1999. – С.75-76.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – С. 62-63.
«Формулировка проблемы исследования влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания.
Помимо объекта выделяется также предмет изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект – то, что содержит социальную проблему, поскольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.
Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез».

2. Капитонов Эдуард Алексеевич – доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор кафедры социологии Северо-Кавказской академии государственной службы при Президенте РФ (СКАГС) г. Ростов-на-Дону. 
Капитонов Э. А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 395.
«Объект – явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.
Предмет – стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании».

3. Тавокин Евгений Петрович – доктор социологических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой социологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС г. Москва).
Тавокин Е. П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 18-19.

«Объект исследования включает в себя все то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Необходимо помнить, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой проявляется интересующая исследователя проблема. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.
Предмет исследования – это конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения ее аспекты для данного объекта. (Например проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации).
Предмет исследования существует всегда только в сознании исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора – с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента – с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, – с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.
Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.
В результате, когда социолог определяет предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, который, в свою очередь, предопределяет методы и формы проведения самого исследования». 

4. Осипов Геннадий Васильевич – доктор философских наук, академик РАН, научный руководитель Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН), член бюро Отделения общественных наук РАН, президент Международной Академии социальных наук, президент Российской академии социальных наук, президент Евразийской международной ассоциации, почетный президент Российской социологической ассоциации, сопредседатель Совета президентов Российского союза общественных академий наук, член Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации.
Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – С. 340.

«ОБЪЕКТ И ПРЕЖМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – объект социологического исследования – определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. В одном и том же объекте может быть выделено множество предметов исследования, что диктуется научно-познавательными и практическими целями».
Рабочая книга социолога / под общ. Ред. и с предисл. Г. В. Осипова. – 4-е изд., стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. – С. 114-116.
«2. Определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования и единица наблюдения. Объект социологического исследования – деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется.
При описании объекта социологического исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленное (производственная, политическая, бытовая и т.д.), временные границы. Наличие отраслевых границ позволяет сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной социальной системы, пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территорнальной общности.
Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства, с его сезонным характером (рыболовецкое, сельскохозяйственное и т.д.). При это определяется период социологического исследования, связанный с циклами производства (рабочая смена, рабочий, день, рабочая неделя, месяц).
Если объектами социологического исследования являются деятельность людей и условия этой деятельности, то единицами наблюдения, как правило, выступают носители этой деятельности – люди.
Единицей наблюдения в социологии называется тот элемент исследуемой совокупности, в отношении которого непосредственно ведется сбор социальной информации. При этом важно различать единицы наблюдения, о которых собирается информация (единицы анализа), и единицы наблюдения, от которых поступает информация (единицы сбора).
Социологическое исследование может включать различные по своим характеристикам единицы наблюдения. Так, в исследовании текучести рабочей силы на промышленном предприятии можно выделить такие единицы наблюдения, как «выбывшие рабочие», «вновь поступившие рабочие», «работающие в настоящее время на предприятии». Первые социологические исследования по текучести рабочей силы, проведенные в СССР, концентрировали свое внимание только на «совокупности выбывших рабочих». Позднее в поле внимания социологов оказались и другие единицы наблюдения, изучение которых позволило углубить представление о факторах, влияющих на текучесть рабочей силы, и выявить так называемую потенциальную текучесть.
Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содер¬жанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, а главное – для решения какой социальной проблемы выбран. Так, при исследовании миграционных процессов. объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, отдельного населенного пункта. Предметом является миграция – переселение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования (то, ради чего проводится исследование) – оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задачи (то, что делается ради достижения цели или приближения к ней) – нахождение наилучших путей этой оптимизации (для практически ориентированного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретически ориентированного исследования).
Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких-либо отдельных характеристик объекта исследования, предметом становится те стороны, которые содержат эти характеристики.
Предмет социологического исследования в конечном виде представляет собой определенную систему, которая кладется в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы выступают в исследовании различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т.д. Эти факторы подразделяются па прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и т.д. Представление предмета исследования в виде конечного набора взаимосвязанных факторов безусловно является известным упрощением.
Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность, или структуру предмета исследования. Структура означает организованность элементов как по «горизонтали» (на одном уровне), так и по «вертикали» (на разных уровнях). Уровни системы образуют ее иерархию. Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом механизмы как функционирования, так и развития.
Один и тот же объект можно описать по-разному. Решение этого вопроса в каждом частном случае определяется социальной проблемой и целями социологического исследования. А от того, какие будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, и выбор средств их фиксации (методики сбора и анализа данных).                                                                               Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. – С. 716.
«Объект и предмет исследования. Объектом социологического исследования является общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Если объект независим от исследования и противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим исследованием. Это – конструкция, созданная мышлением, существующая лишь постольку, поскольку есть знание об объекте, детерминируемое, с одной стороны, объектом изучения, с другой – условиями исследования: задачами, знаниями и средствами социологии.
Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению, т.е. наиболее значимую сторону объекта с точки зрения социологической теории и социальной практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержа¬нию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой проблемы выбран.
Один и тот же объект можно описать по-разному – в зависимости от проблемы и цели социологического исследования. А от того, какие в изучаемом объекте будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, выбор средств их фиксации (методики сбора и анализа данных).

5. Шарков Феликс Изосимович - доктор социологических наук, профессор, академик РАЕН, Академии педагогических и социальных наук, Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий и действительный член Международной академии информатизации. Ведет научное исследование проблем социального государства и социальной политики, теории и социологии массовой коммуникации. Директор Института современных коммуникационных систем и технологий Международной академии бизнеса и управления, профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры социологии МГИМО (У), Российского университета дружбы народов (по совместительству).
Шарков Ф.И. Социология: теория и методы: учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – С. 260.

«Объект исследования – все то, что содержит социаль¬ное противоречие и порождает проблемную ситуацию, то, на что направлен процесс познания. На эмпирическое уровне объектом исследования выступают реальные, лока¬лизированные в пространстве и времени социальные группы, общности, коллективы и т.д., поскольку носителями социальных противоречий всегда выступают люди.
Предметом социологического исследования выступают наиболее значимые с теоретической или практической точ¬ки зрения свойства и особенности социального объекта, подлежащие непосредственному изучению. В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от субъекта, предмет социологического исследования является результатом взаимодействия объекта и субъекта познания.
Формирование предмета исследования обусловлено как свойствами объекта, так и характером проблем, которые предстоит решать, а также уровнем научных знаний и теми средствами исследования, которыми располагает социолог. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем. Предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в данном конкретном исследовании.
Объект и предмет социологического исследования определяют его цель и задачи».

6. Бабосов Евгений Михайлович – доктор философских наук, профессор, академик Национальной академии наук Беларуси, основатель академического института социологии, созданного в 1990г., до 1998 г. возглавлял институт социологии, а в настоящее время является его почетным директором, руководит сектором социологии политики и государственного управления. Является членом пяти академий наук, в том числе международных. Он является заместителем председателя правления Белорусского республиканского общества "Знание", членом редколлегий ряда научных журналов, издающихся в Москве, Минске, Кракове, Варшаве, Гродно. Лауреат государственной премии, премии Академии наук Беларуси, Международной премии им. П. Сорокина, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, награжденный в 2007 г. орденом М.В. Ломоносова, в настоящее время работает над проблемами социологии, культурологии, политологии, социального и государственного управления. Бабосов Е. М. Прикладная социология: учеб. пособие – Минск: ТетраСистемс, 2000. – С. 299. «Объект - это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. В методической части программы, исходя из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать исходные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в прикладном отношении. Предмет исследования, это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы».

7. Социологический справочник / под общ. ред. В. И. Воловича. – Киев: Политиздат Украины, 1990. – С. 151-152.
«Объект и предмет исследования – определенная социальная реальность (а также ее различные стороны, характеристики и отношения), на которую направлено исследование. Выделение же определенного фрагмента этой реальности диктуется наличием социальной проблемы, т.е. необходимостью разрешения социального противоречия. Определение объекта и предмета исследовании яв¬ляется первым шагом в разработке его программы (и непременной составляющей последней), вычленении проблемы и основывается на методологии классификации общественных наук, разработанной К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Объект исследования – это проблемная ситуация, «сфокусированная» в конкретном социальном явлении, процессе, отношении, сфере общественной жизни. Под объектом в конкретном социологическом исследовании понимаются реальные социальные про¬цессы или явления, а также социальные отношения, содержащие противоречие и порождающие проблемную ситуацию. В социологическом исследовании объект может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект. Социологи выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые для них представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования.
Предмет исследования – наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стропы, особенности, характеристики, проявления объекта, подлежащие и лучению с помощью социологических методов. В одном объекте можно выделить несколько предметов исследования, в зависимости от научно-познавательных и практических целей. В качестве таковых выступают закономерности функционирования и развития различных социальных общностей (классов, наций, групп, коллек¬тивов) как субъектов определенных социальных отношений, образующих социальную сферу общества. Явление, ставшее предметом социологического исследования, понимается как тотальность, целостность, изучаемая во всех своих определяющих зависимостях и социальных комплексах, в своем функционировании и динамике. А поскольку объект – это то, что содержит в себе социальное противоречие, то предмет выражает именно те его (объекта) свойства и стороны, которые наиболее рельефно «оттеняют» данное противоречие, представляет, образно говоря, «полюс социального противоречия».
Например, если объектом социологического исследования выступает читательская аудитория газеты, то предметом могут стать структура, направленность, интересы, ориентации, ожидания, предпочтения, мотивы, потребности данной аудитории и ее поведение по отношению к данной газете. Вместе с тем вывод о том, что в предмете коренятся «полюса социального противоречия», можно сделать лишь в результате проведенного социологического исследования. На начальном же этапе, при составлении программы предмет исследования определяется прежде всего для уточнения угла зрения, интересующего исследователя».

8. Сикевич Зинаида Васильевна – доктор социологических наук, профессор кафедры культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии СПбГУ. Заведующая лабораторией этнической социологии и психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, лауреат конкурса «Гуманитарные науки – гуманитарному образованию» (1996). 
Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – С. 44.

«Объект исследования – область социальной реальности, на которую направлен познавательный интерес исследования».

9. Аверин Юрий Петрович – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета МГУ.
Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования: учеб. прсобие. – М.: КДУ, 2009. – С. 94-96.
«1. Обоснование теоретического объекта социологического исследования
Социальная проблема, как правило, включает множество явлений, взаимодействие которых создает противоречие и порождает данную проблему. В одном исследовании все их охватить невозможно. Поэтому надо выбрать то явление, которое будет изучаться в данном следовании, и оно будет выступать в качестве теоретического объекта социологического исследования.
Теоретический объект социологического исследования – это конкретная область социальной действительности, имеющая характер целостного явления и включенная в процесс познания.
В качестве объекта социологического исследования выступает целостное явление, т.е. явление, существование которого носит относительно обособленный характер и которое обладает способностью к саморазвитию.
Вспомогательное понятие. «...Целостность характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям, но возникающими в результате взаимодействия в определенной системе связей... Неразрывная связь части и целого особенно наглядно обнаруживается в органичных целых, т.е. такой форме связи объектов, когда образованная ими целостная совокупность реализует свою способность к саморазвитию... (таковы социальные и биологические объекты)» (Философе энциклопедия. Т. 5, М., 1970. С. 475).
Каждое из явлений, выражающих социальную проблему, несет в себе ту или иную часть противоречия, лежащего в ее основании. При обосновании теоретического объекта социологического исследования необходимо выбрать то явление, в содержании которого социальное противоречие представлено наиболее сильно. Именно в состоянии данного явления социальная проблема будет развиваться наиболее остро.
Обоснование теоретического объекта социологического исследования – это выделение явления, в котором явно или неявно существует социальное противоречие, и оно наиболее сильно развито.
2. Обоснование предмета социологического исследования
Любое социальное явление, выступающее в качестве объекта социологического исследования, с одной стороны, несет в себе те или иные свойства, которые в различной степени определяют существование в его рамках социальной проблемы. С другой стороны, возникновение данной проблемы обусловлено воздействием различных факторов, внешних или внутренних. Эти свойства или факторы могут выступать в качестве предмета социологического исследования.
Предмет социологического исследования – это существенные свойства теоретического объекта исследования, обусловливающие возникновение в его рамках социальной проблемы.
При обосновании предмета социологического исследования необходимо выбрать то свойство его объекта, которое в наибольшей степени определяет существование в его рамках социальной проблемы, или тот фактор, воздействие которого влияет на ее возникновение. Именно состояние данного свойства (или фактора) объекта социологического исследования будет в наибольшей степени определять существование и возникновение социальной проблемы.
Обоснование предмета социологического исследования – это выделение того свойства теоретического объекта социологического исследования, которое в наибольшей степени определяет существование в его рамках социальной проблемы, или того фактора, воздействие которого влияет на ее возникновение.
3. Разновидности предмета социологического исследования
Существуют различные виды предмета социологического исследования, свойства которых обусловливают выбор его теоретических основ.
Предмет социологического исследования, находящийся внутри объекта исследования
При исследовании социального явления его внутренние свойства сами по себе могут составлять наиболее значимую сторону социальной проблемы. В этом случае предмет исследования находится внутри объекта исследования, и его свойства могут выступать в качестве предмета исследования.
При теоретическом конструировании такого исследован используется один класс теорий – теории, которые рассматривают явления, не выходящие за рамки объекта исследования и составляющие его содержание.
Предмет социологического исследования, находящийся вне объекта исследования
Причины возникновения той или иной социальной проблемы находиться и за пределами самого объекта исследования. В таком случае предмет исследования находится за пределами объекта исследования, и в качестве предмета исследования может выступать другое явление, состояние которого обусловливает состояние объекта исследования.
При теоретическом конструировании такого исследования используются два класса теорий. Наряду с теориями объекта исследования, используются также теории, выходящие за его рамки и рассматривающие явления, составляющие содержание предмета исследования».

СУЩЕСТВУЕТ ДРУГОЕ МНЕНИЕ (на наш взгляд ошибочное)
Тощенко Жан Терентьевич – член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор, главный редактор журнала «Социологические исследования», зав. кафедрой теории и истории социологии РГГУ. Специалист в области теоретико-методологических проблем социологии, теоретических и прикладных вопросов политической социологии, социологических проблем труда и управления. 
Тощенко Ж. Т.Социология. общий курс. – 2-у изд., доп. И перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – С. 78. «…научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает ту общность людей и их деятельность. С которыми она неразрывна связана, следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы.
Вместе с тем причины возникновения проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к расширению его масштабов, чтобы можно было подойти к ее истокам.
Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта. Которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие). Следовательно, предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования».

Анурин Владимир Федорович – доктор социологических наук, профессор Нижегородского коммерческого института.
Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: учеб. пособ. Для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 41-42.
Необходимо отметить, что сами понятия «объект» и «предмет» в отношении к процессу исследования весьма неоднозначно понимаются и трактуются различными авторами в разных контекстах. Поэтому, что бы мы ни обозначили здесь в таких качествах, может быть с одинаковой степенью вероятности воспринято и как верное, и как неверное определение. Определяя объект, мы исходим из следующих соображений. Любая социальная проблема не может существовать «сама по себе» – вне отношения к реальным социальным общностям. Она всегда проявляется в действиях и отношениях реальных, живых людей, в их мыс¬лях, установках и поступках. Причем одна и та лее проблема может по-разному восприниматься и прояв¬ляться среди различных социальных, профессиональных, половых, возрастных, политических, религиозных и т.п. социальных групп. Совокупность таких носителей – тех людей, в чьих мыслях, чувствах и поступках находит свое реальное выражение интересующая исследователя проблема, – и образует объект исследования. В приведенном выше примере в качестве объекта были выбраны трудовые коллективы конкретных предприятий. Однако, в зависимости от целей и задач исследования, мы могли бы принять, скажем, население определенного региона, какую-то возрастную или социально-профессиональную группу и т.д. Разумеется, прямому изучению и наблюдению будут подвергаться не все поголовно члены той социальной совокупности, которая образует объект, поскольку социологические исследования в абсолютном большинстве случаев носят выборочный характер. Тем не менее, выводы, полученные в результате исследования, мы будем распространять на весь объект в целом.
Однако каждый человек, входящий в состав совокупности, образующей интересующий нас социальный объект, вступая во множество разнообразных связей и контактов с другими людьми (иногда даже совсем не пересекающимися между собою), бывает весьма многосторонен. Он, как говорят социологи, обладает достаточно широким спектром статусов и ролевым набором –работник, отец, покупатель, пассажир и т.п. Из этого множества отношений и взаимодействий социо¬логу предстоит отобрать лишь те, в которых, так или иначе выражается подлежащая изучению проблема. Эти отобранные отношения и проявляющиеся в них качества личности и представляют собою предмет исследования. Другими словами, предмет исследования – это те стороны и свойства объекта и составляющих его людей, в которых отражается интересующая нас проблема и благодаря которым тот или иной человек и становится частью объекта. Это может быть мнение заинтересованных людей по тем или иным аспектам изучаемой проблемы, образцы поведения, которые они в связи с этим демонстрируют, оценки, которые они дают тем или иным сторонам социальной действительности и т.п.
Выделение объекта и предмета исследования позволят вам более четко и целенаправленно провести дальнейшую подготовительную работу и сделать более надежным и эффективным ваш инструментарий.

 
Понравился ли Вам сайт
 
Home Главная Консультация для студента-социолога Ответы Объект и предмет социологического исследования